История факультета

Свою историю факультет ведёт от историко-экономического отделения Сталинградского индустриально-педагогического института, которое было создано в 1931 году вместе с открытием вуза.

Первым заведующим историко-экономического отделения был Филипп Тимофеевич Кудинов, это было самое крупное отделение во всём вузе: из 300 первокурсников Педагогического института 90 были студентами-историками. Занятия проводились по улице Академической, д. 5.

В 1935 году отделение преобразовали в исторический факультет, в состав которого вошли три кафедры: истории СССР, истории нового времени и кафедра древней истории.

С началом Великой Отечественной войны многие студенты и преподаватели отправились на фронт. Институт приостановил свою работу во время Сталинградской битвы. 15 ноября 1943 года занятия возобновились в городе Камышине, где исторический факультет был объединён с филологическим. Деканом объединённого факультета стал Александр Николаевич Климов. Виду того, что многие студенты ушли на фронт, к середине 1944 года на факультете обучалось всего 36 человек, а на первом и 4 курсах было по 1 студенту.

В первый же год после возвращения института в Сталинград в 1945 году был произведён очередной набор студентов историков. С фронтов Великой Отечественной войны возвращались преподаватели и студенты факультета, которые, вступив в черкасовское движение, участвовали в восстановлении города, в частности и учебного корпуса по ул. Академической, где до войны располагался исторический факультет.

В 1959-1960 учебном году на факультете обучалось уже 342 студента. В 1964 г. на историческом отделении произошла реорганизация — были образованы две кафедры: истории России и всеобщей истории. В этот период велась подготовка докторских диссертаций В.И, Бабкиным, В.А. Козюченко, П.А. Бутылкиным. Был создан археологический кружок, которым руководила Д.И. Нудельман; с 1963 года на факультете начала проводиться и археологическая практика. Факультет был переведён на четырехгодичное обучение. В 1963-1964 гг. успеваемость студентов историко-филологического факультета стала самой высокой по институту, она составляла 95%. Проводилась разносторонняя деятельность по повышению уровня общенаучной и профессиональной подготовки студентов, по развитию сотрудничества с органами народного образования и школами, организации научно-методической работы сотрудников, повышению их педагогической квалификации.

1970-е годы были временем стабильной работы факультета, направленной на совершенствование учебного процесса. Перед работниками факультета и института в целом в качестве главной задачи было поставлено всемерное повышение уровня профессиональной подготовки студентов. Ведущими преподавателями факультета в эти годы были такие известные учёные как В. А. Козюченко, И.С. Шепелев, Б.С. Абалихин.

Большое внимание уделялось развитию научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Были опубликованы монографии «Мир, признательный Сталинграду, «От Сталинграда до Берлина» Б.С. Абалихина. Коллектив историков, возглавляемый доктором исторических наук, профессором И.С. Шепелевым, подготовил и выпустил «Очерки по истории Волгоградской области». Под редакцией профессора Б. С. Абалихина стали выходить «Историко-краеведческие записки». В 1970-е годы активизировалась работа по повышению квалификации школьных учителей. Волгоградская область была разделена на 11 зон педагогического влияния, за каждой из которых были закреплены кафедры, факультеты и отдельные преподаватели ВГПИ. Наиболее удачным был признан опыт работы в школах заволжской зоны историко-филологического факультета, преподаватели которого в 1979-1981 гг. провели 4 зональных и 8 районных семинаров-практикумов с учителями и директорами школ Ленинского, Быковского, Палласовского и Старополтавского районов, неоднократно посещали и анализировали уроки в сельских школах, выступали с лекциями в школьных и районных методических объединениях, участвовали в работе советов районо по организации стажерской практики выпускников института, проводили районные семинары учителей истории. Традиционным в этот период стало проведение на историко-филологическом факультете научно-практической конференции «Педагогический институт и сельская школа», в работе которой принимали участие ученые вуза, сельские учителя и работники облоно.

В 1980-е годы после разделения историко-филологического на два самостоятельных, исторический факультет переехал на улицу Академическую, историки стали учиться во вторую смену. Вторая половина 1980-х годов совпала с перестройкой в стране. В этот период реализовывался учебный план, в соответствии с которым факультет готовил учителей истории и советского права. Правовые дисциплины преподавали А.Т. Гнётов, Э.А. Вологина, Т.М. Медведева, Л.В. Лобанова, которые являлись членами кафедры истории СССР. В условиях расширения контингента студентов появилась возможность расширить преподавательский состав факультета. В 1980-е годы на факультет пришли работать Т.В. Евдокимова, Л.П. Разбегаева, И.К. Ким, С.Е. Прошечкин, Т.И. Лавринова, Ю.П. Голицын, А.В. Кияшко, Е.Ю. Болотова, А.Н. Лукашова.

С середины 1980-х годов студенты историки принимали участие в строительстве нового учебного корпуса педагогического института. Активной в эти годы была и общественная жизнь: студенты участвовали в спортивных соревнованиях, занимали призовые места по баскетболу, теннису, волейболу, проводили поисковую работу, организовывали концерты агитбригад. Традициями факультета стало проведение конкурса «Алло, мы ищем таланты!», участие в походах, поездках, экскурсиях по историческим местам. Были созданы политический клуб «Диалог», микростэм «Нокаут», дискоклуб «XX век», факультетская стенная газета «Куранты».

Бурные 1990-е годы внесли изменения и в жизнь факультета. Преподаватели активно участвовали в общественно-политической работе. Так, декан С.И. Рябов, по результатам выборов стал депутатом Областной думы, заняв должность заместителя председателя Думы, на посту декана его сменил С.Е. Прошечкин. Доцент кафедры истории России М.А. Таранцов по результатам избирательной кампании 1995 года стал депутатом Государственной Думы. В последующие годы он являлся уполномоченным Президента РФ по правам человека в Волгоградской области, депутатом Областной думы.

В 1995 году факультет переехал в учебный корпус №1 на пр. Ленина. В 1990-е годы проводилась большая работа по изменению содержания учебных программ и учебных планов в соответствии со стандартами 1995, 1998 годов. Так, факультет стал осуществлять подготовку по дополнительной специальности «Культурология». В 1995 году начала работать магистратура по программе «Историческое образование».

В 1998 г. начался новый этап в развитии факультета – произошло объединение историков с отделением «Менеджмент» факультета математики. Так появился историко-экономический факультет.

В 2001 г. на факультете была открыта новая специальность «Юриспруденция». К 2004 г. факультет вырос настолько, что был преобразован в Институт истории, менеджмента и права, объединивший два факультета: исторический (декан Н. А. Болотов); менеджмента и права (декан Л.П. Разбегаева). В 2005 году на исторический факультет был осуществлён приём студентов на специальность «История» с дополнительными специальностями «Английский язык» и «Информатика», а также на программу бакалавриата по профилю «История». После ряда реорганизаций в 2008 г. был образован факультет истории и права, объединяющий сегодня 4 кафедры: истории России, всеобщей истории, кафедры права, теории и методики преподавания истории и обществознания.

В этот период факультет стал организатором крупных научных мероприятий, на базе факультета проходили встречи с учёными академических институтов, с руководителями области. Факультет прочно занял лидирующие позиции в общественно-культурной жизни университета. Визитной карточкой факультета стал ансамбль казачьей песни «Левада».

С 2009 года деканом факультета исторического и правового образования является профессор, доктор исторических наук Болотова Елена Юрьевна.

Болотова Е.Ю.
В настоящее время факультет ведет подготовку студентов по направлению «Педагогическое образование»: профили подготовки бакалавров: «История, Обществознание», «История, Право».  Зачисление на дневную форму обучения всех профилей проводится по результатам ЕГЭ по предметам: обществознание, история, русский язык. 

Вторая ступень обучения — магистратура «44.04.01 Педагогическое образование» — представлена следующими образовательными программами: 

  • «Историческое образование»;
  • «Историко-краеведческое образование»;
  • «Правовое образование»;

Выпускники факультета могут продолжить образование в аспирантуре по направлению «Отечественная история» при кафедре факультета, а также по педагогике, философии, культурологии на кафедрах университета.

Сотрудники деканата
ДЕКАНАТ

Слева направо:И.В. Плющенко (методист УМО ОЗО), Е.П. Сухорукова (зам. декана по заочному обучению,) Т.Н. Орешкина (зам. декана по воспитательной и социально-бытовой работе), И.В. Медведева (секретарь деканата), Е.Ю. Болотова (декан факультета), И.Л. Гаврилюк (зам. декана по учебной работе)

Факультет располагает широкой учебной базой: четыре учебно-методических кабинета, кабинет информатики, кабинет-музей археологии, этнографии и истории края, лаборатория истории материальной культуры. Кабинеты, оборудованные современными мультимедийными технологиями, являются базой для организации учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов и школьников.

После первого курса студенты-историки проходят археологическую или музейную практику, приобретают навыки полевых исследований (раскопки городищ, древних захоронений), а также необходимые знания в области музееведения и экскурсоведения. После второго курса все студенты получают возможность обучиться архивному делу, столь важному в научной деятельности исследователя. С третьего курса студенты начинают педагогическую деятельность в базовых школах и детских оздоровительных учреждениях практикантами и стажерами. Студенты по профилю «Право» проходят практику в правоохранительных органах (Арбитражный суд Волгоградской области, районные суды, Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области).

Студенты под руководством преподавателей проводят научные исследования по истории и культуре родного края, охранные исследования разрушающихся археологических памятников Нижневолжского региона, изучают историко-культурное наследие Волго-Донского региона, проблемы социально-экономического и политического развития России и зарубежных стран. Результаты этих исследований апробируются на студенческих конференциях ВГСПУ, а также на ежегодных региональных конференциях студентов и молодых ученых Волгограда и Волгоградской области. Лучшие работы публикуются в Студенческом электронном журнале «СтРИЖ», входящем в базу РИНЦ. Традиционно студенты факультета завоевывают призовые места в научных студенческих конференциях. По результатам научной деятельности лучшим студентам присваивается звание «Студент-исследователь». Факультет является организатором конференций разного уровня — международного, всероссийского, регионального. Эти научные мероприятия объединяют учёных, педагогическую общественность, сотрудников учреждений науки и культуры, представителей власти. Подробнее о научной деятельности: Студенческое научное общество | fip.vspu.ru

Жизнь факультета не исчерпывается учебной, научной, исследовательской деятельностью преподавателей и студентов. Студенческая жизнь на факультете яркая и многообразная. В полном объеме она отражается при проведении интеллектуальных, спортивных, трудовых, культурно-массовых мероприятий, участии в работе органов студенческого самоуправления, организации школы студенческого и профсоюзного актива. Разнообразие действующих на факультете студенческих объединений — на страничке Портфолио факультета | fip.vspu.ru

Студсовет избирается из состава активных и ответственных студентов факультета. Он действует в целях наиболее чёткой организации учебно-воспитательного процесса и осуществления эффективной связи студентов с деканатом, кафедрами и преподавателями факультета.

Заслуги студентов факультета ежегодно отмечаются именными стипендиями: Города-героя Волгограда, Администрации Волгоградской области, Правительства и Президента РФ. Традиционно группа студентов становится стипендиатами фонда Потанина (магистрант каф. права А. Смирнова — пятикратный стипендиат).

На факультете эффективно действует институт кураторства и наставничества, что подтверждается участием и победой во внутривузовских конкурсах.

Инициатива, креативные способности студентов проявляются в организации, подготовке и участии в наиболее значимых творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивных состязаниях, проводимых ВГСПУ и факультетом: «День первокурсника» и «Посвящение в студенты»; «День учителя»; «Битва факультетов»; «День рождения факультета»; «Витязь ВГСПУ» и «Краса ВГСПУ»; «Студенческий марафон»; «Выпускник года»; Чемпионат ВГСПУ по игре «Что? Где? Когда?», Брейн-ринг, «Ахтубинский бриз»; «Кубки первокурсников» по различным видам спорта. Незабываемые впечатления оставил концерт, подготовленный студентами факультета к юбилею Великой Победы.

Выпускники факультета исторического и правового образования востребованы как педагоги-специалисты в учреждениях системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения) в качестве учителя (преподавателя) истории, обществознания, права; находят себе применение в исследовательской деятельности, в бизнесе, в политике, в журналистике, в органах государственного управления, архивах, музеях и учреждениях культуры.

 

Назад: Общая информация о факультете